Статьи /
Температура асфальта и других поверхностей в городе летом

В городе встречаются разные поверхности. В основном это, конечно, асфальт, но много где лежит тротуарная плитка, местами - гранит или булыжник.

Температура любой поверхности зависит от:

  • температуры воздуха;
  • высоты Солнца над горизонтом и длительности времени воздействия солнечных лучей на поверхность;
  • свойств самой поверхности (теплопроводность, теплоемкость, плотность, цвет);
  • скорости ветра.

Фактическая температура поверхности - это точное число градусов, но для нас важнее не то, сколько на поверхности градусов, а то, насколько горячей эта поверхность воспринимается. Если наши ощущения говорят нам, что "нормально" или "горячо" - значит, дня нас действительно нормально или, наоборот, горячо, сколько бы там градусов ни было (предполагается, что у вас нормальная восприимчивость к температурным воздействиям, и вы не склонны переоценивать свои возможности). Воспринимаемая "горячесть" поверхности зависит от того, как быстро тепло передается от поверхности к коже, а это, в свою очередь, зависит от теплопроводности и фактуры материала. Чем теплопроводность выше, тем горячее будет казаться поверхность. Гладкие поверхности также ощущаются горячее неровных. Это связано с тем, что при контакте с фактурной поверхностью площадь контакта меньше, и местами сохраняется воздушная прослойка, что в итоге уменьшает передачу тепла.

Текущим летом (2010 г.), когда дневная температура в Москве установилась на уровне выше 30 градусов по Цельсию и ходить местами стало горячо, я решил измерить реальную температуру разных городских поверхностей. Первоначально результаты всех измерений записывал на форуме, а после того, как данных набралось достаточно, решил все это оформить в виде отдельной статьи.

Результаты измерений не претендуют на научную точность, но в практическом плане на них вполне можно ориентироваться. Измерения проводились бытовым медицинским инфракрасным термометром Scala SC8120.

    Конечно, кому-то может показаться странным мерять температуру поверхности градусником для уха, но, как показала практика, этим термометром можно мерять температуру всего чего угодно. Заявленный в инструкции диапазон измерений - от 32 до 43 градусов, но несмотря на это, на практике он меряет от 0 до больше чем 70 градусов (объектов с большей температурой под рукой не нашлось). Заявленная погрешность - 0.2 градуса для температуры от 36 до 39 градусов, и 0.3 градуса в остальном диапазоне.
Температура измерялась при следующих условиях: температура воздуха - 30-32 градуса, время - 3 часа дня (по идее, это самое жаркое время), безветренная погода, поверхности с утра под солнечными лучами.

Результаты измерения
ПоверхностьТемпература, ° С
серый асфальт52-55
серая доска (обычная доска, посеревшая от времени)56
белый пластик37
светло-серый цемент40-42
земля50-55
тротуарная плитка (красная)48
дорожная бетонная плита50
асфальтовая крошка51-52
дорожная пыль48
темно-серый (почти черный) пластик внутри стоявшей на солнце машины70

Разброс значений означает, что при разных измерениях на одинаково выглядящих поверхностях была получена разная температура.

В общем, все вполне ожидаемо - чем предмет темнее, тем он горячее по градусам. А вот наши ощущения, как уже говорилось выше, будет сильно зависить еще и от свойств поверхности.

Личные ощущения при ходьбе по тротуарной плитке или асфальту средней зернистости:

  • ниже 48 градусов - "тепло, в границах комфортности"
  • 48-50 градусов - "горячо, но идти можно"
  • 50-55 градусов - "идти можно, но очень быстро"

Гладкий асфальт реально воспринимается горячее: если по асфальту средней зернистости еще можно спокойно идти, то по гладкому идти будет уже очень горячо.

14 июля по "Эху Москвы" выступал директор Гидрометеобюро, говорил про погоду и температуру вообще и температуру поверхностей в частности, цитата оттуда:

    Вот, производятся, ведь, разные измерения, в том числе измеряется, например, температура подстилающей поверхности, температура асфальта на дорогах. Вот, сейчас в эти дни почва, покрытая травой, вот скажем так, она нагревается на открытом солнце до температуры порядка 50-55 градусов.
    ...
    А если говорить про асфальт, то там еще выше. Там все зависит от цвета, качества, всяких там теплофизических свойств. Так что там температура может быть и 60, и выше.

    источник

Т.е. официальные данные подтверждают результаты приведенных выше измерений.

Вероятность получения ожога зависит как от температуры, так и от времени контакта. При температуре в 45 градусов можно спокойно ходить несколько часов, при 60 градусах время непрерывного контакта с поверхностью не должно быть больше секунды (быстро идти можно, останавливаться - нет).

Как обезопасить себя от травм:

1. Если вы не уверены в своей теплостойкости, то лучше вообще не ходить там, где горячо, и тогда, когда горячо. Самое горячее время - с 12 до 16 часов дня.

2. Не останавливайтесь там, где горячо, даже на несколько секунд, т.к. имеет значение время контакта с поверхностью. Пока вы идете, контакт с поверхностью происходит периодически, что позволяет поддерживать безопасный температурный баланс, а когда вы останавливаетесь, даже несколько секунд постоянного контакта могут привести к перегреву и ожогу.

3. Выбирайте менее горячие поверхности - более светлые, более фактурные. Избегайте темного и гладкого асфальта. Прислушивайтесь к своим ощущениям. Если вам кажется, что горячо - то так и есть, и надо перейти на менее горячую поверхность.

Приятной температуры!

PS Благодарю ppk за конструктивную критику!

Андрей Ерофеев
22.07.2010




© 2007-2017 www.barefooters.ru (обратная связь)