Статьи /
Правовые вопросы о нахождении босиком в местах, связанных с продажей товаров или реализацией услуг.

Дополнение к статье "Босиком в общественных местах"

Предложения о продаже товаров и услуг (а это показывают рекламные вывески торгового комплекса) являются публичным договором. Обязательства по такому договору не могут исполняться избирательно. Даже если магазин принадлежит частному лицу, он занят торговлей. Статья ГК РФ о публичном договоре действует и обязательна для всех магазинов, включая частные.

    Ст. 426 Гражданского кодекса РФ:
    Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.).

    Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.


    КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ТОРГОВЛЕ, ПИСЬМО от 17 марта 1994 г. N 1-314/32-9
    О ПРИМЕРНЫХ ПРАВИЛАХ РАБОТЫ
    ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ И ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ
    К РАБОТЕ МЕЛКОРОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ

    17. Продажа товаров в предприятии торговли производится всем гражданам на общих основаниях.

    42. В соответствии с гражданским законодательством, нормативными актами при выборе и покупке товара покупатель обязан: соблюдать санитарные, противопожарные и другие требования. Не входить в магазин в пачкающей одежде, с животными, громоздкими предметами, не курить в торговом зале.


Внутренние правила не должны содержать положения, устанавливающие дополнительные ограничения для потребителей публичной услуги. Инструкция магазина имеет силу только если не пртиворечит закону.

    Статья 19.1. Административного Кодекса (Самоуправство)
    Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.

К слову: если вы не нарушаете общественный порядок, то обвинить вас ни в чем нельзя. Если вас обвиняют в мелком хулиганстве, знайте, что мелкое хулиганство - это нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожение или повреждение чужого имущества (статья 20.1 КоАП). Т.е. если вы не ругаетесь матом, не пристаете к другим людям, не портите имущество - эта статья не про вас.

Что делать, если...

Итак, что же делать, если какой-либо сотрудник магазина не пускает вас внутрь или просит удалиться?

Посмотреть имя и должность сотрудника на бэджике, если есть. Если нет - спросить имя и должность. Записать.

Узнать, по какой причине отказываются пускать:

- если "Распоряжение директора", то: внутренние правила не должны содержать положения, устанавливающие дополнительные ограничения для потребителей публичной услуги. Инструкция магазина имеет силу только если не пртиворечит закону. Далее указание на 426-ю статью ГК.

- если "Магазин - частная собственность, кого хотим, того пускаем", то: несмотря на то, что магазин является частной собственностью, он обязан подчиняться дейстующим законам, а по закону магазин не может отказать в обслуживании человеку без обуви (и опять указываем на 426-ю статью ГК).

Если на этом этапе сотрудники (охранники) продолжают упорствовать, то можно потребовать книгу отзывов и предложений, записать претензию с указанием времени и ФИО сотрудника, указать свои координаты для связи. Написать претензию на имя директора магазина и заявление в Роспотребнадзор, сослаться на запись в "Книге отзывов".

Ну и конечно, желательно иметь свидетелей, которые подтвердят ваши слова в случае чего.

    Про книгу отзывов и предложений
    По закону о защите прав потребителей, книга отзывов и предложений выдается по первому требованию клиента. За отказ от ее выдачи на руки, а также при отсутствии книги в заведении предусмотрена административная ответственность. Срок реагирования на претензию составляет 5 дней (до 15 дней в отдельных случаях).

    При этом надо знать, что книга жалоб - это документ строгой отчетности. Она имеет определённую форму, отпечатана она типографским способом, должна быть пронумерована, прошнурована, заверена подписью руководителя и печатью организации (см. Методические указаниями по организации и осуществлению розничной торговли в городе Москве, п. 15). Общая тетрадь с надписью "Жалобная книга" и т.п. таковой не является.

    Также, магазин должен предоставить все условия для записи - ручку, стул и стол.

Сcылки по теме:

Гражданский кодекс РФ:
http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/

Роспотребназдор:
http://www.rospotrebnadzor.ru/federal_service/priem/form/

Кодекс об административных нарушениях:
http://www.consultant.ru/popular/koap/

Закон о защите прав потребителей:
http://www.consultant.ru/popular/consumerism/

Союз потребителей РФ
http://www.potrebitel.net



© 2007-2024 www.barefooters.ru (обратная связь)